В современной школе информация, информационная инфраструктура – один из главных компонентов учебного процесса. Учебные классы оснащены компьютерной техникой и её качественное бесперебойное функционирование существенно определяет качество полученных знаний, способствует формированию профессиональных компетенций учащихся.Проблема информационной безопасности образовательного учреждения, школьников в ней – одна из самых актуальных на современном этапе. Растёт количество угроз из Интернета, изменяется нормативно-правовая база, соответственно реалиям времени меняются и методы обеспечения информационной безопасности учебного процесса.
Информационная безопасность

Документы
Педагогам
Памятка педагогам по обеспечению информационной безопасности обучающихся
- Объясните учащимся правила поведения в Интернете. Расскажите о мерах, принимаемых к нарушителям, ответственности за нарушение правил поведения в сети.
- Совместно с учащимися сформулируйте правила поведения в случае нарушения их прав в Интернете.
- Приучайте несовершеннолетних уважать права других людей в Интернете. Объясните им смысл понятия «авторское право», расскажите об ответственности за нарушение авторских прав.
- Проявляйте интерес к "виртуальной" жизни своих учеников, и при необходимости сообщайте родителям о проблемах их детей.
- Научите учеников внимательно относиться к информации, получаемой из Интернета. Формируйте представление о достоверной и недостоверной информации. Наставайте на посещении проверенных сайтов.
- Обеспечьте профилактику интернет-зависимости учащихся через вовлечение детей в различные внеклассные мероприятия в реальной жизни (посещение театров, музеев, участие в играх, соревнованиях), чтобы показать, что реальная жизнь намного интереснее виртуальной.
- Периодически совместно с учащимися анализируйте их занятость и организацию досуга, целесообразность и необходимость использования ими ресурсов сети для учебы и отдыха с целью профилактики интернет-зависимости и обсуждайте с родителями результаты своих наблюдений.
- В случае возникновения проблем, связанных с Интернет-зависимостью, своевременно доводите информацию до сведения родителей, привлекайте к работе с учащимися и их родителями психолога, социального педагога.
- Проводите мероприятия, на которых рассказывайте о явлении Интернет-зависимости, ее признаках, способах преодоления.
- Систематически повышайте свою квалификацию в области информационно-коммуникационных технологий, а также по вопросам здоровьесбережения.
- Станьте примером для своих учеников. Соблюдайте законодательство в области защиты персональных данных и информационной безопасности. Рационально относитесь к своему здоровью. Разумно используйте в своей жизни возможности интернета и мобильных сетей.
Методические и справочные материалы
Зачем нужна цифровая гигиена?
Интернет — это круто: ты можешь учиться, общаться, играть и находить друзей. Но в сети есть и опасности: мошенники, вирусы и люди, которые могут навредить. Цифровая гигиена — это правила, которые помогут тебе оставаться в безопасности, как мытье рук защищает от микробов.
Какие опасности есть в интернете?
-
Мошенники: Могут притворяться твоими друзьями или просить твои данные (пароли, адрес, номер телефона).
-
Кибербуллинг: Оскорбления или угрозы в соцсетях.
-
Вирусы и вредные программы: Могут украсть твои данные или сломать телефон/компьютер.
-
Опасный контент: Сайты или группы, которые подталкивают к опасным и противоправным поступкам.
Правила безопасного поведения в интернете:
-
Не делись личной информацией
Никогда не отправляй незнакомцам свой адрес, номер телефона, данные паспорта или фото. Даже если кто-то представился "сотрудником банка" или "другом друга".
Пример: Тебе пишут: "Я из службы поддержки игры, дай пароль, чтобы вернуть аккаунт".
Это мошенник!
2. Создавай надежные пароли
Хороший пароль — это минимум 8 символов, с буквами, цифрами и знаками.
Не используй один пароль для всех сайтов.
Совет: Придумай фразу, которую легко запомнить, например:
"Я люблю пиццу!" → "YalubluPizzu2025!".
-
Проверяй ссылки и файлы
Не открывай ссылки и не скачивай файлы от незнакомцев. Они могут содержать вирусы.
Пример: Тебе прислали ссылку с текстом "Смотри, как круто!".
Не кликай, пока не убедишься, что это безопасно.
-
Будь осторожен в соцсетях
Не добавляй в друзья всех подряд. Настраивай приватность: пусть твои посты видят только друзья. Не выкладывай, где ты сейчас, или личные фото.
Пример: Фото с геолокацией "Дома один!" может привлечь мошенников.
-
Защищай свои устройства
Установи антивирус и обновляй приложения. Не давай телефон незнакомцам, даже если они просят "позвонить".
Совет: Включи двухфакторную аутентификацию (например, код из SMS) для важных аккаунтов.
-
Не верь всему, что видишь
Мошенники могут создавать фейковые сайты или сообщения, похожие на настоящие. Проверяй, официальный ли это сайт (например, адрес должен быть "vk.com", а не "vk-login.ru").
Пример: Сообщение "Ты выиграл телефон!" — скорее всего, обман.
-
Обращай внимание на кибербуллинг
Если кто-то пишет тебе гадости или угрожает, не отвечай. Сделай скриншот, заблокируй этого человека и расскажи взрослым.
Совет: Никогда не участвуй в травле других — это может навредить и тебе.
Что делать, если что-то пошло не так?
-
Тебя обманули или украли аккаунт: Немедленно смени пароли и сообщи родителям или учителю. Если украли деньги или данные, обратись в полицию.
-
Ты видишь опасный контент: Не участвуй и не распространяй. Расскажи взрослым.
-
Ты стал жертвой травли: Не молчи! Поговори с родителями, учителем или позвони на горячую линию доверия: 8 (800) 2000-122 (бесплатно).
Помни!
Интернет — это твой помощник, а не враг. Соблюдай правила цифровой гигиены, и ты будешь в безопасности. Если сомневаешься, спроси у родителей или учителей — они помогут!
Основано на рекомендациях МВД России и образовательных порталов по кибербезопасности.
Название 2 материала
Описание материала
Название 3 материала
Описание материала
Интернет-ресурсы для педагогических работников
- 1 ресурс
- 2 ресурс
- 3 ресурс
Методические и справочные материалы
Материалы к урокам безопасного интернета
- 1 материал
- 2 материал
- 3 материал
Проекты и конкурсы Фонда развития Интернета
- 1 конкурс или проект
- 2 конкурс или проект
- 3 конкурс или проект
Международный проект «Название проекта»
- 1 тезис о проекте
- 2 тезис о проекте
- 3 тезис о проекте
Дополнительные методические материалы
- 1 материал
- 2 материал
- 3 материал